Так вот: я целиком и
полностью за рабочее
разведение собак всех
пользовательных пород. Тем
более «азиатов» и «кавказцев».
Только, на мой взгляд, сначала
следует определиться с тем, что
понимать под рабочим
разведением и какие для
разведения в этом случае надо
выбирать ориентиры. Давайте,
для ясности изложения своих
мыслей, я разделю «прошлое»,
настоящее и «будущее» тех, кого
Вы называете «волкодавами». То
есть: от чего мы идем, что нынче
имеем и что, отталкиваясь от
имеющегося, можем получить в
перспективе при том или ином
раскладе обстоятельств.
«Прошлое»
а) «кавказцы»
Самый-пресамый «кавказец» всех
обозримых времен и народов -
знаменитый Топуш,
судя по фотографиям и рассказам
очевидцев, вовсе не отличался
особой мощью сложения. Довольно
рослый, но не гигант, с крупной,
но отнюдь не тяжелой головой,
сравнительно длинноногий, с
выраженными углами сочленений,
явно очень скоростной кобель.
Отличался спокойным нравом. По
выставке ВСХВ его водил
старичок-чабан Ибрагим. Топуш
ни на кого не бросался. Потому,
говорят, звание Чемпиона было
отдано какому-то мастодонту из
военного питомника. Тот, дюже
свирепствовал, и его таскали
четверо солдат на растяжке. Или
он их таскал… Просто страх
какой злой. Правда, волков он
вряд ли видел даже издали.
Наверняка, подвиги Топуша по
тогдашним советским, а тем
более грузинским народным
обычаям здорово
приукрашивались (стахановцы
тогда были в моде). Но всяко-разно
это был пастуший пес и по крови,
и по работе (и волков ему давить
действительно приходилось), а
не бойцовый и не караульно-цепной.
Разница большая!
Волк ведь не дерется с собакой
без крайней нужды. Ему любая
рана - лишний риск умереть от
голода, болезни или врага. И
потому в схватке с собакой волк,
образно говоря, не борется, а
фехтует (и уж кто-кто, а он-то
точно знает, где находится
любимая Вами яремная вена).
Когда волки дерутся между собой,
то никогда не применяют своих
поистине совершенных
охотничьих приемов умерщвления.
Это соревнование в силе, это
дело другое. Но когда волк
охотится на собаку, либо когда
ему деваться от нее некуда, он
убивает, а не дерется. Потому в
зубах пастушьих собак гибнут,
как правило, не взрослые волки,
а подростки да молодняк. Собака
же любой породы, способная в
одиночку справиться с матерым
волком, тем более с вожаком, -
очень большая редкость. А без
колючего ошейника многим т.н. «волкодавам»
и первой схватки с волком было
бы не пережить. Конечно, многие
собаки тоже неплохо пользуются
в случае нужды охотничьими
приемами, особенно «азиаты», но
ведь не в драках же между собой!
Понятно, однако, что пастуший «волкодав»
и бойцовая собака - отнюдь не
синонимы. Выпускать «бойца», не
владеющего охотничьими
приемами, на волка, скорее всего,
примерно то же, что штангиста
выставлять против мастера
рукопашного боя. Да и, к слову,
вспомните, чем смелость солдата
отличается от смелости бандита.
Далеко не все драчуны не боятся
волка!
Это все к вопросу об истинной
ценности для нужд разведения т.н.
«тестов», т.е. попросту собачьих
боев. (Кстати, о ханжеском этом
термине: какая такая нужда
существует одну и ту же собаку
каждый месяц успешно
тестировать на протяжении
нескольких лет?)
И еще пара моментов
На Кавказе, конечно, уже давно
разведение собак для боев и
охраны дворов было отделено от
пастушьего. Но вот в Средней
Азии этим до последнего времени
не занимались, и в боях
стравливали лучших пастушьих
волкодавов. Т.е. отбирали самого
физически сильного волкодава.
Если же стравливают не
пастушьих собак (т.е. не собак,
способных помимо прочих
трудностей жизни при отаре,
побеждать волка), а собак, не
ведающих пастушьей работы,
секретов выживания и боя с
волком, то отбирается просто
самая сильная собака. Такой
отбор рано или поздно приведет
к выведению либо мастифа (в
понятиях ХVIII - ХIХ вв.), либо
питбультерьера. А оно нам надо,
да?
Вообще на вопросе причастности
современных восточных народов
к появлению среднеазиатских
овчарок (разрешите мне, в силу
привычки, время от времени так
называть этих собак?) я хотел бы
остановиться чуть позже. Пока
же скажу одно: людей, которые
действительно разбираются - на
деле! - в «азиатах», Вы в этой
самой Средней Азии разве что
среди пастухов еще сможете
найти, да и то если очень
повезет. Очень-очень.
Но вернемся к «кавказцам»
Разновидностей местных пород
на Кавказе в самом деле
изначально было немало. Почти
все они, увы, усилиями советских
кинологов, в т.ч. г.Мазовера, «ушли
в нети». Я не имею в виду подтипы
грузинских, азербайджанских и
дагестанских собак. Помимо них
существовала порода
короткошерстных осетинских и
одинаковых практически с ними
крымских волкодавов. (Сейчас,
правда, есть не вполне
отвечающие за свои действия
люди, которые пытаются выдать
за старых «осетинцев» кавказо-азиатских
метисов) Была особая татарская
овчарка, одинаковая в
Ставрополье и Крыму (я видел
пару фотографий начала века
странная и интересная собака,
похожая больше на не очень
складного и мосластого волка, и
вряд ли по происхождению своему
близко родственная «кавказцам»).
Сейчас ее место занято
облегченными и, видимо,
метизированными «кавказцами» и
просто дворнягами. Совсем
недавно была и - чем черт не
шутит - может быть, сохранилась
еще калмыцкая овчарка (она
несомненно, «Кавказу» ближняя
родня). Последний раз видел
такую лет 10 назад: великолепный
аппарат движения, сухое и
крепкое сложение, при этом не
борзоид и не борзовидный
выродок, а вполне оригинальная
самостоятельная порода -
готовая к употреблению
отечественная именно служебная
собака с большим количеством
легкая в управлении и с
отменными физическими данными.
С ними к тому же, по рассказам,
как с борзыми, калмыки-чабаны
успешно охотились на лис.
Прямых потомков пастушьих «кавказцев»,
видимо, уже не осталось, по
крайней мере среди мне
известных собак. Все, что
приходится видеть - явно идет
через собак цепных и бойцовых
со всеми вытекающими
особенностями поведения. Но это
уже вопрос «настоящего», о нем -после.
б) «азиаты»
То, что туркменские
разновидности САО существуют
не менее 4 тыс. лет известно всем.
А то, что, предки туркменов,
тюрки-огузы из племени салыр,
появились на территории
сегодняшней Туркмении чуть
менее тысячи лет назад, почему-то
редко кто вспоминает Обычные
степные бандиты, ближайшая
родня печенегам (нынешним
гагаузам), поругались с
хазарами, которым до того
служили. Без особого почета
были приняты позже хорезм-шахом,
довольно быстро ему надоели, но
вовремя вырезать их он не сумел,
а они ему за это больно
настучали (кажется, даже совсем
прибили) и отобрали кусок
страны (теперь считающийся их
исторической родиной) со всеми
каракульскими овечками,
ахалтекинцами, иомудами. «алабаями»,
тазушками, виноградниками,
ковроткачеством и прочими их
теперешними национальными
гордостями. Кстати, знаменитый
геоксюрский узор украшающий
туркменские ковры, подарен миру
джейтунской культурой (6-е
тысячелетие до Р.Х., долины
Теджена и Мургаба, Копетдаг;
поселение раскопано в 30 км от
Ашхабада)
Узбеки нарисовались на
историческом горизонте того
позже. Пришли в ХVI веке с ханом
Шейбани из Золотой Орды (и
всякого сброда среди них
хватало). Вытеснили местное
население (тоже в большинстве
своем пришлое) в горы, частью
вырезали, а частью (преимущественно
представительниц прекрасного
пола), как бы это помягче
выразиться, ассимилировали.
Тимур узбеков всю жизнь
ненавидел, считал злейшими
врагами, бил где мог и потомкам
бить завещал, но потом умер и
стал национальным героем
узбекского народа. А узбекам
достались курдючные бараны,
карабаирские лошади,
нуратинские овчарки (недавно
успешно ими угробленные), опять
же виноградники, ирригационные
системы и древние города.
Из всех тамошних народов,
выходит, только таджики по
крови имеют прямое отношение к
создателям древних местных
пород животных. Да и то: таджики
получились, когда согдийских
мужиков почти поголовно
вырезали арабы, а потом, чтобы
население не вымерло,
определили туда на постой
персидское войско из Хорасана.
А до этого кто только те земли
не завоевал, кто только
геноцидов не устраивал! И если
покопаться в истории как
следует, то вполне возможно, что
предки части русских и
украинцев (а еще вероятнее,
викингов и осетин) имеют
большее отношение к созданию
пород САО, чем, во всяком случае,
туркмены и узбеки. А
исчезнувшие осетинские
волкодавы (собственно, они-то
скорее всего и звались в Европе
аланскими собаками, аланами) и
меделянские собаки имели общие
корни с «азиатами» мне кажется,
могли быть выведены с
территории Парфии (одна из
столиц - Ниса, Ашхабада, она же
Асгард в сагах викингов), после
разгрома последней персами
переселениии сарматских племен
в Причерноморье. (Кстати,
копаясь в собачьих костях в
запасниках Зоомузея МГУ, я
видел там два черепа меделянов,
долгое время считавшиеся
утерянными. По-видимому,
молодых однопометников,
поскольку черепа относительно
небольшие, как у ротвейлеров.
Интересный материал для
генетического анализа! Правда,
это меделяны московские, так
что они вряд ли вполне
чистокровные: их в XIX веке часто
мешали со всякого рода
европейскими мастифами и даже с
сенбернарами).
Так или иначе, но я совершенно
уверен в том, что некоторые
породы САО (а туркменские в
особенности) изначально
являются, наряду с выдающимися
местными породами других
домашних животных и сортами
растений, продуктом
культурного разведения
селекционеров из древних
высокоразвитых цивилизаций.
Но все равно, спасибо Аллаху за
то, что новые восточные народы
сохранили породы собак пусть и
не имея отношения к их созданию.
За то, что усвоили, как их нужно
сохранять в условиях, которые
почти и не менялись до XX века.
А вот стоило условиям
поменяться - и амба! Тем более,
что среди современных узбеков и
туркменов (как, впрочем, и на
Кавказе), потомственных чабанов
почти и не осталось
Соответственно тому, и знания
собак тоже. Плюс издержки
колхозно-совхозной системы
Пара примеров
Ныне исчезнувшие, похоже,
окончательно, «нуратинцы» были
невероятно красивыми,
громадными, на коротком
расстоянии очень резвыми, в
силу своих размеров, но не
выносливыми и не слишком
поворотливыми собаками. Зато
очень спокойными и не
драчливыми. Это были пастушьи
собаки оседлых скотоводов,
приспособленные к
специфическим условиям
овцеводства в районе хребтов
Нуратау и Каратау. Кишлак в
долине, ближайшая кошара чуть
ли не в пяти километрах,
следующая немного повыше, еще в
пяти, может десяти... В общем,
отара за сезон поднималась
вверх по склону километров на
двадцать или около того, и так
же спускалась осенью вниз.
Собаки, понятно, к большим
перегонам были неспособными.
Места благодатные, отары
большие, потому собак держали
довольно много и кормили хорошо.
А потом для многих отар колхозы
отвели пастбища где-то
километров за двести. В скором
времени чабаны вынужденно
заменили гигантских «нуратинцев»
на таджикских овчарок, более
мелких и активных, относительно
легких и выносливых. Разумеется.
метизация быстро дала свои
плоды (кто ж за вязками там
смотрит? Неприлично!). Чистые «нуратинцы»
еще оставались в местных отарах
и во дворах. Но стали модными в
Ташкенте собачьи бои (примерно,
начиная с восьмидесятых годов).
Стали приезжать богатые
горожане и выкупать «нуратинцев».
Вроде бы такие громилы должны
биться как львы. Да не тут-то
было. Туркменским «алабаям» они
проигрывали напрочь: нет
выносливости, нет верткости, а
главное, мало бойцовского духа.
Проиграет пес бой-другой,
горожанин его пристрелит и
поедет за следующим, еще более
громадным. Вот так «нуратинцы»
и кончились в скором времени.
Или вот еще случай. В район
Зеравшанского хребта
переселили туркменов (два
кишлака стали аулами). Точно не
могу сказать, когда это
произошло, но похоже году в 70-м.
Те пришли на новое место со
своим скотом и, конечно, со
своими собаками (такими, каких
сейчас принято называть «алабаями»).
А местные собаки совсем иные -
таджикские овчарки, в основном
длинношерстные, черные с белыми
отметинами, не очень крупные,
крепкокостные, компактные,
довольно злобные к человеку,
без свойственного «туркменам»
резко выраженного суточного
ритма активности. В итоге,
двадцатью пятью годами позже
смотреть можно было только на
некоторых старых и очень старых
собак, прекрасные
представители двух разных
пород. А все, что моложе, ни богу
свечка, ни черту кочерга.
Метизацию «азиатов» разных
пород я считаю одним из
страшнейших грехов
современного отечественного
собаководства. И дело вовсе
даже не в вопросе сохранения
исторически сложившихся пород,
обладающих типическими
характеристиками экстерьера и
лучшей приспособленностью к
тем или иным условиям
применения Важнейшими
отличиями пород «азиатов» друг
от друга являются черты
поведенческие. «Алабаи»,
ставшие повсеместно ориентиром
разведения, днем в основном
сонные и ленивые. Очень склонны
к дракам с собаками (что тоже,
согласитесь, для служебной
породы совсем не хорошо), и
стоит «алабаю» - кобелю разок
подраться, для него процесс
частичного вытрясания души из
тела ближнего своего почти
гарантированно становится
целью жизни. Он выраженный «территориальщик»,
и за пределами привычного
района неохотно атакует
человека - учи его, не учи - на
удалении больше 10 метров (исключения,
конечно, могут быть и здесь, не
исключение лишь, подтверждают
правило, не так ли? Породу
составляет большинство собак, а
не исключения) Кроме того,
агрессия к человеку у «алабаев»
в значительной степени
подавлена направленным отбором:
туркмены систематически
убивали собак, нападавших днем
на человека Среди же других
пород САО найдется как минимум
две-три с изначально присущими
поведенческими комплексами
собак истинно служебных:
постоянно активных, контактных,
любящих движение и работу,
злобных к людям и не слишком
драчливых... Но при засильи
нашей тупой кинологии в клубах
и кинологической тупости в
районах аборигенного
распространения, все «азиаты»
сплошь и рядом перекрываются «алабаями».
«Алабай» же передает свои
качества почти как волк: т.е. его
поведенческие особенности
более стойко наследуются, чем
экстерьерные. В итоге, для
разведения «экстерьерных»
собак (да и бойцовых, кстати,
большею частью тоже) требуются
все те же «чистые» «алабаи», а
все прочие породы со всеми их
собственными плюсами теряются
безвозвратно. Боюсь, что когда
мы спохватимся, схватимся за
разведение тех же таджикских
овчарок, окажется, что
разводить-то уже нечего, одни
метисы останется с безнадежно
испохабленным, полу - или почти
«алабайским» поведением. Меня
лично такая перспектива
абсолютно не устраивает. А Вас?
Тем не менее, даже метисы, если
они взяты «от стада», имеют в
целом, на мой взгляд кое-какие
заметные преимущества перед
продуктом городского
разведения. Если собака живет в
трудных условиях, при плохой
кормежке, если от нее требуется
работа, а кругом шастают волки,
то волей-неволей идет отбор по
тем характеристикам, которые
при нынешнем уровне «культурного»
разведения вовсе не
учитываются. Тут хилая собака
сама по себе сдохнет, глупую
волк зарежет, а трусливую или
дурную чабан пристрелит. А уж
какая из них прошла бы первой на
ринге или победила бы в «тестовых
испытаниях» - это все такие
семечки рядом со столь крутым
коктейлем естественного и
искусственного отборов! Однако,
это уже проблемы дня
сегодняшнего…
Из частной переписки.
Письмо Александра Николаевича
Власенко ( Москва)
Валерию Борисовичу Высоцкому |